МКОУ"Зрыхская СОШ"
Село Зрых Ахтынского района РД
  • Функциональная грамотность младших школьников

    Автор: Махмудов Х.Ш.
    Литературная функциональная грамотность младших школьников: как превратить чтение в осознанное понимание Литературная функциональная грамотность младшего школьника означает способность младших школьников не только воспринимать художественные тексты, но и использовать полученные литературные знания и умения в практических жизненных ситуациях. Другими словами, речь идёт не просто о формировании у ребёнка навыка чтения, а о том, чтобы он понимал смысл прочитанного, умел сопоставлять его с личным опытом, задавать вопросы, высказывать своё отношение к героям и событиям, анализировать мотивы и поступки. Достижение такой грамотности требует целенаправленной работы педагога, включающей использование разнообразных методов и заданий, помогающих раскрыть эмоциональный, эстетический и познавательный потенциал детских книг. ...
    Функциональная грамотность младших школьников.
    Литературная функциональная грамотность младших школьников: как превратить чтение в осознанное понимание

    Литературная функциональная грамотность младшего школьника означает способность младших школьников не только воспринимать художественные тексты, но и использовать полученные литературные знания и умения в практических жизненных ситуациях. Другими словами, речь идёт не просто о формировании у ребёнка навыка чтения, а о том, чтобы он понимал смысл прочитанного, умел сопоставлять его с личным опытом, задавать вопросы, высказывать своё отношение к героям и событиям, анализировать мотивы и поступки. Достижение такой грамотности требует целенаправленной работы педагога, включающей использование разнообразных методов и заданий, помогающих раскрыть эмоциональный, эстетический и познавательный потенциал детских книг.

    На первых этапах очень важно учитывать, что в младшем школьном возрасте литературная деятельность тесно переплетается с развитием читательского интереса и эмоциональной отзывчивости. Если ребёнок с радостью берётся за книгу, ему будет легче воспринимать содержание и запоминать сюжетные линии. Учителю стоит подбирать произведения, соотносящиеся с внутренним миром детей, их возрастными интересами, задавать небольшие, но содержательные вопросы. К примеру, полезно предложить ученикам описать, что они почувствовали в тот момент, когда герой столкнулся со сложностью, или представить себя на месте персонажа и объяснить, как бы они сами отреагировали. Такие вопросы побуждают ребёнка размышлять над текстом, пробуждают эмпатию и формируют умение мыслить причинно-следственными категориями.

    Следующий компонент литературной функциональной грамотности связан с умением работать с текстом на более глубоком уровне: выделять главную мысль, сравнивать эпизоды, определять характер героя, находить подтверждения к своим выводам на страницах книги. Учитель может практиковать задания, где учащемуся предлагается дополнить недостающие детали из контекста, выделить самое важное событие в истории и обосновать свой выбор, либо переформулировать текст, сохраняя основную идею. Это не только помогает детям лучше вникать в содержание, но и учит их использовать разные стратегии чтения: просматривать текст с целью поиска конкретной информации или, наоборот, вдумчиво анализировать выраженные чувства и мысли персонажей.

    Для формирования эстетического отношения к литературе полезно использовать приёмы, стимулирующие воображение и творческую активность. Например, педагог может предложить ребятам нарисовать иллюстрацию к самому яркому, по их мнению, эпизоду, сочинить продолжение сказки или описать «будущее» героев. В таких заданиях включается творческий потенциал младшего школьника, укрепляется эмоциональная связь с произведением, что способствует тому, что книжный мир становится ближе и понятнее. При этом важно обращать внимание на разные жанры: сказки, рассказы, стихотворения — каждый из них развивает особые стороны восприятия языка и образов.

    Отдельное внимание стоит уделять развитию словарного запаса и культуры речи, поскольку литературная грамотность тесно связана с речевым развитием. Простейшие упражнения: находить «незнакомые слова» в тексте, пытаясь догадаться об их значении по контексту и потом сверяться со словарём, помогают детям учиться формировать определения. Аналогично при работе со стихами можно обращать внимание на ритм, рифму, особенности строфики — такие элементы обогащают культурное поле ребёнка, позволяют ему глубже понять красоту языка и развить чувство слова. Педагогу стоит варьировать задания: иногда это может быть чтение вслух с остановками для разъяснений или мини-беседы о лексическом значении и эмоциях, которые вызывают те или иные обороты речи.

    Но литературная функциональная грамотность подразумевает и умение связать сюжет или идею произведения с реальными жизненными ситуациями. Важно, чтобы ребёнок не только пересказал текст, но и понял, чему он может научиться, какие выводы сделать. Например, можно обсудить, как поступил персонаж в сложном моменте и как бы ребёнок решал похожую проблему. Так мы развиваем у него способность рассматривать литературный мир как «тренировочную площадку» для реальных жизненных выборов. Кроме того, при чтении историй о дружбе, помощи, ответственности перед другими люди дети осознают нравственные ценности, которые могут перенести в свою повседневную жизнь.

    На практических занятиях полезно задействовать групповую форму: дети могут в команде готовить инсценировки по мотивам прочитанных рассказов или создавать коллективные коллажи по мотивам произведения. В ходе такой работы развивается и коммуникация, и способность к сотрудничеству, и понимание того, как литература объединяет людей вокруг общих смыслов. Кроме того, коллективные проекты часто дают более глубокое погружение в текст: каждый участник привносит свою точку зрения и интерпретацию, а учитель помогает выстраивать обобщение и анализ.

    Важной составляющей обучения литературной грамотности является регулярная практика рефлексии: после чтения или выполнения творческого задания педагог может предложить написать «читательский дневник», где ребёнок коротко формулирует свои впечатления, описывает эмоции или рассказывает о новом, что он открыл для себя. Анализ таких дневников помогает самому учащемуся осознать, как он развивается как читатель, а учителю — вовремя увидеть пробелы или интересы, чтобы корректировать дальнейшую работу.

    Таким образом, литературная функциональная грамотность в младшей школе — это не просто научить ребёнка бегло читать, а научить его понимать идеи и образы, уметь интерпретировать и применять полученные знания и ценности в повседневной жизни. Для этого педагогу нужно продуманно подбирать тексты, создавать мотивационные ситуации, использовать игры, дискуссии, творческие проекты. Итогом становится уверенный, эмоционально отзывчивый и думающий читатель, который растёт в пространстве книги не механически, а осознанно, превращая прочитанное в личный опыт и одновременно укрепляя свою речевую и мыслительную культуру.

    При копировании материала ссылка на источник обязательна.
    #Новости_образования

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике