МКОУ"Зрыхская СОШ"
Село Зрых Ахтынского района РД
  • ..фронтовые песни..

    Автор: Махмудов Х.Ш.
    Зачем петь старые фронтовые песни, если есть Интернет-треки? Прокачиваем патриотизм и эмпатию через музыку военных лет
    ..фронтовые песни...

    ?Кому-то может показаться, что «Катюша» и «Смуглянка» — далёкая архаика, которая не цепляет поколение мемов и стримингов. Однако практика показывает: когда школьники вслушиваются в ритм и слова песен военного времени, они начинают понимать эпоху не через сухие даты, а через эмоции и переживания. Песни были настоящим «голосом» людей, которые сталкивались с разлукой, страхом, но верили в победу и жизнь.

    Зачем педагогу включать военные песни в уроках:
    1. **Эмоциональный контакт с историей**. Часто ученики «отключаются» от параграфов, воспринимая их как обязаловку. Но песня пробуждает эмпатию: через мелодию и текст дети проживают маленький эмоциональный «шок», улавливая, как люди в 40-х годах справлялись с тревогой и надеждой.
    2. **Патриотическая «подпитка»**. Нет смысла заставлять петь «Катюшу» силой, но если класс услышит короткую предысторию, кто и когда её исполнял, в каких условиях, в конце может возникнуть гордость за тот подвиг в песне.
    3. **Средство преодоления стереотипов**. Некоторые подростки думают, что война — это «громкие лозунги и скучные школьные уроки». Музыка показывает более «человеческое лицо» истории, где героизм сочетается со страхами, любовью и дружбой.

    ### **Практические приёмы от экспертов «Единыйурок.рф»:**
    - **Музыкальная мини-викторина**: включите фрагмент песни и предложите детям угадать эпоху, ситуацию, эмоцию героев. Затем коротко обсудите текст — какие слова отражают состояние фронтовиков.
    - **Учительское исполнение или совместное пение**: это может показаться смелым, но если вы решитесь пару строчек исполнить сами или вместе с учениками, элемент душевности возрастёт. Главное — дайте понятие, что не важна безупречная техника, а важен «вкус» тех эмоций.
    - **Сравнение «тогда и сейчас»**: пусть ребята найдут современную песню (пусть даже «поп»), где есть мотив борьбы, надежды. Сравните с песней военных лет. Какие эмоции похожи, а в чём разница? Это поможет осознать, что темы мужества и утраты не имеют срока давности.

    Психология указывает: через искусство (в том числе музыкальное) формируется эмоциональный отклик быстрее, чем через сухие факты. Для педагогов это уникальный инструмент, чтобы разговор о патриотизме не повисал лозунгом. При этом, важно бережно помогать детям «входить» в контекст песни, чтобы не превратить слушание в формальность.

    Соединение музыки военной эпохи с современным пониманием истории может стать настоящим «эмоциональным мостом» между прошлым и настоящим. Дети начинают внимательнее относиться к тому, кто воевал, как люди жили в те годы, и почему память о подвигах не должна рассеяться. А для учителя это шанс превратить урок истории в настоящее погружение в атмосферу героизма и жизнелюбия, которые звучат в каждой строчке фронтовых песен.
    При копировании материала ссылка на источник обязательна.
    #Новости_образования

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике